Наша библиотечка         Главная страница        

 
 

 

Проблемы философской деятельности


1. Область деятельности

Философию мы будем понимать как путь развития мудрости и осуществления счастья. Иные понимания "философии" менее актуальны, поскольку именно мудрость - главный инструмент в решении современных проблем.

Однако "область философии" давно уже полнится такими "теоретическими" работами, которые почти бессмысленны для развития мудрости и счастья. Иногда эти работы наукообразны, а иногда претендуют прежде всего на оригинальность мышления; но в обоих случаях они проходят мимо самого главного.

Причина появления таких работ в том, что их авторы (осознанно или нет) пытаются следовать механическим стандартам - будь то "научная обоснованность" или "выдача самостоятельной продукции". Можно сказать, что эти авторы "прячутся за форму", избегая ответственности - искренней вовлечённости в жизнь истины.

Поэтому одна из задач философского образования - переводить учеников от ориентации на формальные стандарты (которая часто закладывается ещё в раннем возрасте) к свободе, глубинной инициативности и нацеленности на раскрытие своей настоящей мудрости.

2. Эффективность и плюрализм

Методика философской деятельности должна быть, во-первых, предельно эффективной - т.е. при наименьших затратах давать наилучшие плоды; во-вторых, предельно универсальной - т.е. охватывать все встающие перед философом задачи. Но, на самом деле, в философии и относящихся к ней областях - психологии, педагогике - есть много разных подходов, эффективных в одних случаях и менее эффективных в других.

Трудно было бы выбрать один подход и объявить его лучшим для всех людей и всех областей применения - поскольку люди разные, а поле философской деятельности обширно. Можно попытаться изучать разные подходы как равноправные, чтобы применять в конкретных случаях наиболее подходящие.

Но тогда всё же понадобится некий обобщённый взгляд на разные проблемы, позволяющий соотносить их с подходящими для них методами. Чтобы разные подходы не оставались необозримой коллекцией слабо связанных и слабо осмысленных предметов, необходима система, позволяющая эффективно их структурировать, осмыслять и использовать.

Поэтому - для достижения и эффективности, и универсальности - необходима единая парадигма, "находящаяся на мета-уровне" по отношению к разным подходам: позволяющая их сочетать, осуществлять правильный перевод между разными языками описания, всесторонне осознавать устройство и функции разных подходов.

3. Вопрос парадигмы?

Итак, задача нашей философии охватывает организацию всей психической деятельности человека - каковы бы ни были его картина мира и способы толкования. Для подступа к этой задаче уже разработаны определённые средства: феноменология, системный анализ, теория психической деятельности и т. д.

Но аналогичные средства обнаруживаются и в древних эзотерических учениях: структурно-функциональная система Каббалы, буддийская теория пяти скандх, стратегия Книги Перемен и пр. Кратко говоря, эффективная мета-парадигма уже давно существует, и всё же общая картина мировой философии являет такой разброд, который смело можно охарактеризовать как до-парадигмальный период.

Причина такого странного зазора между наличием возможностей и их воплощением очевидна. Без практического применения методики к организации собственной психической деятельности - не будет ни овладения методом, ни даже адекватного его понимания.

Поэтому следует чётко отличать действительную философию - которая по определению является практической дисциплиной - от разговоров на "философские темы".

4. Способ овладения

Овладение философской методикой предполагает две стороны:

  • умение практически применять эффективные методы;
  • понимание этих методов (их содержания, механизма, целей и ограничений) в контексте общей системы (психической деятельности).

Первая задача, таким образом - перейти к практическому изучению философии (от господствующих в наше время попыток изучать её теоретически).

Дело в том, что два канала передачи культуры - теоретический, через описания, и практический, через применение - обладают разными свойствами и создают два разных вида опыта (назовём их "знания" и "умения") [*]. Поэтому в типичной для современного философского образования ситуации, когда теоретически "преподаются" важные философские методы - будь то "родовспоможение мысли" Сократа, "видение явлений" Гуссерля и т.п. - на самом деле, об этих методах лишь рассказывается; а обучаются ученики совсем другим методам: зубрёжке и более-менее поверхностным рассуждениям.

Нам кажется вероятным, что многолетняя муштра зубрёжкой и ориентирование учеников на поверхностные "профессиональные стандарты" не способствует развитию философских способностей (будь то творческие или интеллектуальные), а скорее заглушает их. Во всяком случае, очевидно, что изучение философии, не построенное на основе практического применения её методов, не является адекватным.

Поэтому изучение философии должно исходить из глубинных потребностей самого ученика, выделять действительно актуальные для него проблемы и находить для них наиболее действенное практическое решение.

5. Практика осознания

Вторая задача: понимание конкретных методов как инструментов более широкой системы должно дополнять практику их применения - и, таким образом, создавать общую парадигму. В противном случае опыт применения разных инструментов станет лишь набором наезженных колей.

Поскольку деятельность многих мыслителей была ограничена их методами и предпосылками, часто единственная возможность продвинуть их работу дальше - это увидеть и расширить границы использованных ими представлений и подходов. Иначе, оставаясь внутри их систем и ограничений, мы вынуждены будем останавливаться там же, где останавливались они.

Иными словами, для наиболее эффективной организации своих картины мира, процессов толкования и сферы намерения мы должны нанизывать на единый функциональный стержень все элементы получаемого опыта. Таким образом, мы учимся не просто применять какие-то приёмы и не просто давать им какие-то теоретические характеристики; мы учимся развивать свою личную методологию и устранять ненужные ограничения.

Благодаря такому опыту, мы сможем эффективно помогать и другим людям в развитии их систем толкования.

6. Путь осуществления

Поскольку для решения практически всех современных проблем ключевым фактором является мудрость, и поскольку для осуществления мудрости ключевым фактором является способность к её раскрытию в себе, ключевая задача современного общества видится нам как создание эффективного механизма развития и распространения в обществе искусства мудрости (т.е. философской культуры в нашем её понимании). Очевидно, что этот процесс не сможет пройти мимо философского сообщества, которое и является социальным элементом, предназначенным, на наш взгляд, для решения этой задачи.

Исходным элементом, формирующим культуру философского сообщества, является система философского образования. Поэтому оптимальным способом приложения усилий нам представляется развитие философского образования в духе вышеописанных принципов, не исключая аналогичную работу в смежных областях - образовании психологическом, педагогическом, школьном и пр.

Работа в этом направлении может стать чрезвычайно многогранным, интересным полем приложения творческих сил, с необозримыми практическими горизонтами, а также эффективной основой для собственного развития.

 


* Нейрофизиологи обнаружили два разных механизма памяти для декларативной и процедурной информации. См. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 164-166.
назад

 

 


© Алексей Йожик, 2006
Это сайт М.И.Ф. http://intenfil.narod.ru
Последнее исправление 13.04.06
 

 
Сайт создан в системе uCoz